Театр — с вешалки, «Маггортранс» — с диспетчерской
— Едем в сторону вокзала. 1152 — сорвало кардан, — сообщает по телефону оператор центрального пункта Маггортранса Ольга Абрамова.
Сейчас на место поломки отправится аварийная служба. Таких звонков в центральную диспетчерскую поступает немало, причем
как от водителей с сообщениями о форс-мажорах, так и от пассажиров. Сюда стекается вся информация о работе трамваев.
— Здесь я регулирую движение, если происходит форс-мажор на линии, ДТП, неполадки с вагонами. Вызываю спецслужбы — ГАИ, скорая, пожарная, веду общение с водителями и перенаправляю вагоны. Пассажиры звонят, спрашивают, когда подъедет к конкретной остановке тот или иной маршрут, — рассказывает Ольга Абрамова.
Отследить маршрут и даже скорость каждого из них позволяет специальная система «Глонасс». На этой карте — все вагоны, которые курсируют по городу в данный момент. Красные квадраты — вагон стоит на остановке, зеленый — в движении.
Ежедневно на линию выходит 128 поездов по 37 маршрутам. В выходные — поменьше, уже 70. У каждого — свое расписание.
Допускается люфт: плюс-минус две минуты. Дальше — штрафные санкции, так что опаздывать нельзя, как и отклоняться от маршрута. Разве что, в экстренных ситуациях, но добро на это должен дать диспетчер.
— У водителей три графика работы — двухсменный, трехсменный и прерыв. Трехсменный — это с утра, во вторую, в ночь, двухсменный — с утра и во вторую, а прерыв — это водитель выходит в часы пик, то есть утром вывез людей на комбинат, и во вторую забрал их оттуда, — рассказывает Ольга Абрамова.
Такие прерывы приходятся на промежуток с 5:30 до 10:00 утра, и второй с 13:00 до 18-19:00. Центральная же диспетчерская работает круглосуточно. Как и депо.
Там, где ночуют вагоны
Сегодня в Магнитогорске располагается два депо. Правобережное на Советской было запущено в 97-м году. Сюда вагоны отправляются после трудовой смены. Здесь же происходит и полный цикл обслуживания поездов — от ежедневного осмотра до глубокого ремонта, внешних и внутренних частей.
— Ежедневное обслуживание у нас проводится в ночную смену. Сутки вагон отходил и приходит в депо для проверки всего
оборудования: есть ли какие-то замечания от водителя, все ли нормально? Если замечаний нет, он снова выпускается на линию
утром, — объясняет Андрей Волков, главный ревизор БДД МП «Маггортранс».
Если замечания все же есть, вагон отправляется в следующие цеха. Там поломки и недочеты рассматриваются детально — происходит замена смазки, проверяются аккумуляторные батареи, колесные пары. Например, слесарь по ремонту подвижного состава Андрей Потапов собирает токоприемник. Это специальная «антенна» на крыше трамвая.
— Через него подается напряжение на тяговые двигатели. Причины поломок разные. Бывает неисправность контактной сети, перетираются алюминиевые вставки — меняем, — рассказывает Андрей Потапов.
А в соседнем крыле разбирают так называемые тележки — платформы, на которых крепятся колеса. Вес каждого, рассказывает Сергей Клабуков, старший мастер ремонтного участка, 960 килограммов.
И если для таких механических задач без грубой мужской силы не обойтись, то на электроремонтном участке трудятся и женщины. Гульшат Якупова трудится здесь порядка 30 лет. Рассказывает: тут ремонтируют дверные провода, соленоиды, обогреватели, тяговые двигатели — словом, внутреннюю начинку вагона.
— Работа разнообразная, наш цех очень много чего делает. Например, сейчас от вагона снегоочистки вентилятор сгорел. Слесарь наш разобрал, и перематывать этот якорек надо, — рассказывает Гульшат Якупова, обмотчик элементов электрических машин.
Работа почти ювелирная, ведь в огромном трамвае есть провода толщиной с волосок. Без него многотонная машина не сдвинется с места.
В тройке лидеров
Сегодня в трамвайном парке Магнитогорска находится 204 вагона, и 44 из них — новые. Замена старых, уже отслуживших свое, продолжается. Так, в этом году планируется поступление еще минимум пяти поездов.
— Работаем над тем, чтобы попасть в программу «Развитие электротранспорта». И если попадем, то существенно выше будет темп обновления подвижного состава, — объяснил директор МП «Маггортранс» Андрей Литвинов.
Отмечу, что Магнитогорск находится на третьем месте в стране по протяженности трамвайных путей. Длиннее только в Москве и
Санкт-Петербурге. По городу металлургов раскинулось 170 километров рельс. А в минувшем году к ним прибавилось еще четыре — открылась новая трамвайная ветка, соединившая Карла Маркса, Зеленый лог и Советскую.
— Люди даже очень довольны, особенно утром на работу отсюда ездят. Кто-то лишний раз не хочет машину брать, например. Этот маршрут на комбинат люди едут. Бабушки, дедушки довольны, что не надо на маршрутку тратиться, — рассказывает водитель трамвая с 20-летним стажем Наталья Кочеткова.
В целом, пассажиропоток в Магнитогорске не уменьшается, говорят на предприятии, напротив, с годами только становится больше. Так, если в 2018-м было перевезено 22 миллиона пассажиров, то в 2019-м их количество повысилось до 23 миллионов 120 тысяч и 500 человек.
Если вы стали свидетелем чрезвычайного происшествия и у вас есть фото или видео — сообщайте нам в группу «ВКонтакте» «Магсити74 — новости. Магнитогорск (18+)», в «Инстаграм» или по электронной почте 313304@bk.ru.