Исследование состояния продовольственной безопасности в России в условиях высокой изменчивости цен в 2021–2022 годах провели в РАНХиГС. В результате удалось прийти к определенным выводам. В частности, эксперты считают разумным провести пересмотр перечня социально значимых продуктов. Напомним, список был утвержден еще 12 лет назад.
«Общественные дискуссии и действия правительства по ограничению цен имеют положительный результат преимущественно в части психологического эффекта. Учитывая это, в качестве рекомендации было предложено правительству сократить перечень социально значимых продуктов… Вклад социально значимых продуктов, на которые государство может ввести предельную розничную цену, в рост цен — небольшой… Меру легко внедрить и администрировать, покупатели получают сигнал, что о них думают, но это не гарантирует ограничения их расходов на питание в целом и наличие самого продукта в будущем», — говорится в исследовании центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС.
Эксперты предлагают исключить из перечня те продукты, что входят в рацион наиболее обеспеченных семей — например, говядину. Такого же мнения специалисты о продукции, которая занимает в бюджете семей мизерную долю, а также о той, которая в значительной мере является импортной — яблоки, например. С выводами, обозначенными в исследовании, согласен и Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин:
«Список достаточно примитивный и не отражает сегодняшнего состояния как производства, так и розничной торговли. Так, в перечень входит мясо исключительно на кости, но сейчас цена не зависит напрямую от этого фактора. Определенные отруба на кости, например рибай на кости сухого вызревания, будет стоить в 10−15 раз дороже, чем обычная бескостная говядина», — говорит он.
Разделяет подобную точку зрения президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. Он отметил, что в перечень социально значимых продуктов внесена «рыба мороженая неразделанная — довольно непопулярный продукт».
— Внесение в список филе минтая или горбуши было бы хорошим подспорьем для роста потребления, — добавил Зверев.
В то же время, гендиректор Национального союза производителей молока Артем Белов считает, что пересматривать вышеупомянутый перечень нет нужды. Он также высказал свое мнение:
«Продукты, которые относятся к наиболее распространенным и доступным, являются трафикообразующими в торговых сетях — соответственно, розничные сети стараются держать на эти продукты максимально комфортные цены для потребителя. Говядина — один из самых дорогих видов мяса, но говорить о том, что это исключительно потребляют потребители с высоким уровнем доходов, не совсем корректно, потому что есть более доступные продукты — к примеру, говядина на кости, которая может использоваться для приготовления супов», — поделился мыслями Белов.
Резюмируя все вышесказанное, эксперты РАНХиГС поделились более продуктивной, по их мнению, практикой. Она уже используется. Речь идет о случаях, когда крупные сети добровольно выбирают несколько видов социальных товаров, на которые сами минимизируют розничные цены.
«Доля питания в расходах потребителей в 2020–2021 годах снизилась с 37 до 36,3%. Такое сокращение характерно для всех групп домохозяйств по доходам, причем наиболее незащищенные семьи пришли на уровень допандемийного года, в то время как более обеспеченные группы потребителей тратят по-прежнему больше, чем в 2019 году… Острота восприятия подорожания продуктов в 2020–2022 годах вызвана не столько самим ростом, но, очевидно, тем, что с 2014 года накапливаются периоды, когда темпы роста цены выше темпа роста номинальных доходов, полагают исследователи», — добавили специалисты, проанализировав экономическую доступность продукции.
Новости без цензуры и эксклюзив — в нашем телеграм-канале. Если вы стали свидетелем чрезвычайного происшествия и у вас есть фото или видео — сообщайте нам в группу «ВКонтакте» «Магсити74 — новости. Магнитогорск (18+)» или по электронной почте 313304@bk.ru.